ПРИВЕТСТВИЕ

ВСЕМ ДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ И ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ

среда, 23 февраля 2011 г.

Международная научно-практическая конференция учащихся .

Выступление учащегося 11 класса Оболенской СОШ Мысенко Александра на 4-й Международной научно-практической конференции учащихся и студентов 11.02.2011 г. в г.Протвино секция: Техническое творчество.
ЛЕГЕНДА РОССИЙСКОГО ФЛОТА
Автор:  Мысенко  Алексанр, 11 класс.
Руководитель: Милюсин Владимир Сергеевич, учитель технологии.
Образовательное учреждение: МОУ Оболенская СОШ, п. Оболенск.

На рубеже ХIХ века, в 1901 году в Эстонии, на побережье маленького уездного городка Кабли родилось 3-х мачтовое судно и дали ему имя «Таара». Строителями «Таары» были эстонские мастера, отцы, деды и прадеды которых были корабелами. Поэтому умельцы зачастую не пользовались чертежами ,т. е. работали «по памяти». Многовековой опыт предков заменял им чертежи. Как бы там не было, но это не помешало «Тааре» стать крепким, добротным, мореходным судном. Она не готовилась для прогулок и путешествий, четко знала, что - грузовое судно. Поэтому с удовольствием выходила из портов Балтийского моря с грузом на борту к островам Вест-Индии, к берегам Западной Африки и даже Южной Америки. «Таара» была довольна судьбой, т. к. не только работала, выполняя функции грузовой баркентины, но имела возможность путешествовать по странам и континентам. (Кто о подобном не мечтает?) И купец, хозяин судна был доволен «Таарой» - она приносила неплохой доход. Вот в подобной гармонии они прожили 16 лет.  Все это я прочитал в небольшой брошюре. Я начал представлять «Таару» и мои мысли далеко, далеко неслись в даль. Но… А что стало дальше  с парусником?. Мне было очень интересно. И тогда я начал искать научно- популярную и историческую литературу. Казалось парусник канул в лета. Но вот мне в руки попалась маленькая заметка , которая была размещена в Интернете: «Революция! На волне новой экономической политики «Таару» отдали .в аренду новоиспеченному красному купцу. Как тот не пытался разбогатеть при помощи баркентины - ничего не получилось - прогорел. Девять лет бедная «Таара» перебрасывалась из рук в руки и уже в 25-летнем возрасте она стояла в Питере у Масляного Буяна (вниз по Неве от Горного института), переглядываясь с таким же судном по имени «Мааяц». Но «Тааре» повезло она попала под программу восстановления народного хозяйства. Было решено: «Мааяц» демонтировать, а грузовую баркентину «Таару» преобразовать в учебно-производственное судно.Три года шли восстановительные работы, не хватало материала, инструмента специалистов... Подключился экипаж, прибывший из Ростова (баркентину передали Ростовскому политехникуму), тяжкое было время, но тем не менее к весне 1928 года судно было готово приять курсантов. Ему дали новое имя «Вега», был присвоен статус Регистра и даже класс Бюро Веритас. Она могла попутно принимать груз, страховать его в иностранных конторах и нести одну из самых благородных миссий – обучать и воспитывать курсантов. Наверное в момент своего второго рождения «Таара» была счастлива не только потому, что несла имя одной из самых ярких звезд Северного полушария - «Вега», и впереди морские просторы, приключения, но самое главное - у нее появилась возможность постоянно общаться с молодежью, осознавать что она нужна, не одинока. С этими радужными мыслями, под восторженные крики очень юной команды, «Вега» покинула Ленинград и вышла в плаванье.
Это был красивый парусник. Изучив его история мне захотелось «Вегу» сделать самому, но для этого исторического материала мало. Нужно было исследовать устройство парусника. Работа закипела. Все больше и больше работа над парусником меня затягивала.
Я изучал чертежи, схемы, технические характеристики, внешнее устройство: «На передней мачте "Веги” были прямые паруса, а на двух последующих - косые. Вспомогательного двигателя баркентина не имела, оставаясь чисто парусным судном. Основные характеристики баркентины "Вега":Длина 61 м:(регистровая по палубе 43,27;между перпендикулярами 41,92);Ширина 10,2 м( без обшивки, м 9,75);Глубина интрюма (трюма), м 4,33;Осадка средняя, м 4,20;Водоизмещение в полном грузу, т 1100;Грузоподъемность, т 660;Вместимость (построечная), peг. Т(полная 414;чистая 385;Число Брюса 3,23;Экипаж, чел. 38;Число практикантов 102) ". Полная площадь 16 парусов равнялась 1200 м3. "Вега” могла развивать скорость до 12-13 уз.
 На судне не было даже электрического освещения   Добротный деревянный корпус и ряд любопытных нововведений, которые получили развитие только в наши дни, делали баркентину судном примечательным. Так, в скулах и кормовом подворе были прорезаны небольшие люки для горизонтальной погрузки длинномеров. Когда погрузка заканчивалась, люки задраивались, конопатились, заливались смолой и судно выходило в море. Таким образом "Вега” имела возможность грузить и перевозить лес и длинно’ меры».
После изучения всех характеристик я принялся за работу. Заготовил материал: клей, древесину, ткань, проволоку, нитки, и конечно же терпение, составил проект. Такая работа быстро не делается.  Так оно и вышло. С момента изучения исторической справки до готовой работы ушло почти четыре месяца.

…Поход судна в первый год Великой Отечественной войны, оказался последним. Летом 1941 года «Вегу» загрузили оборудованием ростовских заводов, подлежащих эвакуации. От устья Дона до Керченского пролива парусник прошел благополучно. Фашистских летчиков не соблазняла цель в виде одинокого суденышка без охраны. Оставалось миновать Керченский пролив за которым «Вегу» ждало Черное море. Но неожиданно стих до штиля ветер и мощное подводное течение вынесло судно на банку. С большим трудом курсанты смогли снять поврежденный парусник с камней и как-то дотянуть до Геленджика.. Вегу дотянули до Геленджика, она приткнулась к пирсу. Ремонтировать было некогда да и некому. К судну стали швартоваться военные катера и судьба парусного судна решилась сама по себе - всю войну «Вега» прослужила в качестве импровизированного причала. А когда пришел мир, решено было баркентину не поднимать, ее корпус забутовали камнем и песком, удлинили причал и бывшая труженица - баркентина «Таара»,а впоследствии «Вега» продолжает служить по сей день людям . Возможно жители Геленджика не подозревают, что ступив ногой на пирс, прикасаются к истории и судьбе труженицы морей. Многие помнят популярный в советском союзе фильм «Дети капитана Гранта», снятый в 1936 году по одноименному роману Жюля Верна с Николаем Черкасовым, сыгравшем роль забавного естествоиспытателя Жака Паганеля. Но мало кто знает, что в этой киноленте была снята красавица-баркентина «Вега».
Баркентина была судном рядовой постройки. При ее сооружении использовались только подручные местные материалы: дуб - для набора, сосна - для обшивки, но корпус "Веги" оказался прочным и долговечным. Сколько бы еще плавала "Вега", не вмешайся в ее судьбу война, не известно, но и 41 год на воде для корпуса из сосны (а не из тикового, красного дерева, не из акации) - великолепный результат. Уходят в прошлое классические парусники: барки, баркентины, шхуны, но и сейчас в мире  разрабатывают и строят парусные суда новых типов. Парус продолжает служить людям.
Литература
1.Катцер С. Флот на ладони Электронная версия. Формат DjVu.
2.Д.Горз Подъём затонувших кораблей. Формат HTML.
3."Приспособления для изготовления морских моделей" Ц.М. клуб ДОСААФ СССР. Книга представлена на бумажном носителе.
4.А.Карпинский Модели судов из картона. Формат DjVu.
5.Алексей Сергеевич Целовальников Справочник судомоделиста. На бумажном носителе.
6.Модели парусных кораблей. Формат Word
7. Л.В. Блонский Флот России. Книга на бумажном носителе.
8 В.Щетанов Судомодельный кружок. На бумажном носителе
9  В.П. Митрофанов, П.С. Митрофанов Школы под парусами, 1989 На бумажном носителе.
10. Журнал: "Моделист-Конструктор" 1988, №9 На бумажном носителе.
11. Журнал: "Транспорт Юга". Статья «Забытый парус».

Комментариев нет:

Отправить комментарий